При Томском государственном университете действуют 20 советов по защите докторских и кандидатских диссертаций по 13 отраслям наук и 52 научным специальностям.

Университетские советы зарекомендовали себя как высокопрофессиональные и требовательные, проводящие научную экспертизу диссертаций объективно, добросовестно, беспристрастно, внося существенный вклад в подготовку кадров высшей квалификации г. Томска и региона.

В диссертационных советах, действующих при ТГУ, защищают диссертации не только аспиранты, докторанты и сотрудники университета, но и соискатели ученых степеней из других вузов и организаций.

ПРАВИЛА ПРИЕМА В АСПИРАНТУРУ

Аспирантура является основной формой подготовки научно-педагогических и научных кадров высшей школы в системе послевузовского профессионального образования. Обучение в аспирантуре осуществляется по очной и заочной формам. В аспирантуру на конкурсной основе принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование и творческие достижения в научной работе. Граждане иных государств принимаются в аспирантуру высших учебных заведений и научных организаций на основе международных договоров и соглашений, а также по прямым связям с зарубежными предприятиями, учреждениями и организациями. Лица, уже прошедшие полный курс обучения в аспирантуре или окончившие ассистентуру-стажировку, не имеют права вторичного обучения в аспирантуре.

Заявление о приеме в аспирантуру подается на имя ректора университета с приложением следующих документов:

  1. Направления вуза (учреждения), для которого планируется аспирантура;
  2. Личного листка по учету кадров с фотографией, заверенной отделом кадров;
  3. Характеристики с последнего места работы (учебы) за подписью ректора; (директора вуза(учреждения),заверенной печатью, с указанием даты;
  4. Автобиографии;
  5. Копии диплома;
  6. Копии выписки из диплома(приложение к диплому);
  7. Копии трудовой книжки (для заочников);
  8. Выписки из протокола заседания ученого совета для лиц, рекомендованных в аспирантуру после окончания вуза;
  9. Список опубликованных научных работ или реферат (для не имеющих научных работ);
  10. Отзыв научного руководителя на реферат или научную статью;
  11. Отзыв научного руководителя на кандидата в аспирантуру (характеристика научных интересов;
  12. Удостоверение Ф.2.2. о сданных ранее кандидатских экзаменах;
  13. Картонный скоросшиватель.

Время приема документов для поступления в аспирантуру: с 01 мая по 30 июня и с 01 сентября по 01 октября.

Поступающие в аспирантуру проходят собеседование с предполагаемым научным руководителем, который сообщает о результате собеседования в приемную комиссию.

При поступлении в аспирантуру необходимо сдать вступительные экзамены по:

  1. Cпециальной дисциплине в объеме действующей программы для специалиста или магистра;
  2. Иностранному языку (английский, немецкий, французский);
  3. Философии.

Перед сдачей вступительных экзаменов необходимо в отдел аспирантуры подать заявление о сдаче экзамена

Пересдача вступительных испытаний не допускается. Сданные вступительные испытания в аспирантуру действительны в течение календарного года. Лица, сдавшие полностью или частично кандидатские экзамены, при поступлении в аспирантуру освобождаются от соответствующих вступительных испытаний. Результаты выпускных магистерских экзаменов засчитываются в качестве вступительных испытаний в аспирантуру, если в индивидуальном плане магистра были предусмотрены магистерские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине.

Лица, поступающие в аспирантуру сверх контрольных цифр приема могут быть зачислены на платной основе. Стоимость обучения в очной аспирантуре 41800 руб. в год, в заочной 28200 руб. в год.

ПОРЯДОК ПРИКРЕПЛЕНИЯ В КАЧЕСТВЕ СОИСКАТЕЛЯ К ТГУ ДЛЯ РАБОТЫ НАД КАНДИДАТСКОЙ ДИССЕРТАЦИЕЙ ВНЕ АСПИРАНТУРЫ

Соискателями ученой степени, работающими над диссертацией вне аспирантуры, могут быть специалисты, работающие в научно - исследовательской области, имеющие законченное высшее образование, глубокие профессиональные знания в соответствующей отрасли науки и техники. Общий срок пребывания в качестве соискателя не должен превышать 5 лет. Одновременно состоять соискателем в нескольких вузах не разрешается.

Прикрепление соискателей к университету производится один раз в год в период с 5 февраля по 5 марта. Лица, полностью использовавшие сроки обучения в качестве соискателя, правом повторного прикрепления не пользуются. Лица, использовавшие срок обучения не полностью, могут быть прикреплены вновь на оставшийся срок.

Для прикрепления к университету соискатель подает на имя ректора заявление с приложением:

  1. Направления с места работы;
  2. Характеристики с места работы;
  3. Личного листка по учету кадров с фотографией, заверенного отделом кадров;
  4. Автобиографии;
  5. Удостоверения Ф. 2.2. о сданных ранее кандидатских экзаменах;
  6. Развернутого плана кандидатской диссертации;
  7. Копии диплома;
  8. Картонный скоросшиватель.

Соискатель обязан прибыть лично с необходимыми документами для собеседования с заведующим кафедрой и предполагаемым научным руководителем. На основании результатов собеседования и заключения соответствующей кафедры издается приказ ректора о прикреплении соискателя с указанием даты прикрепления и назначении научного руководителя.

Научными руководителями соискателей назначаются лица из числа докторов наук, профессоров или доцентов.

Соискатель в месячный срок представляет на утверждение кафедры, отдела согласованный с научным руководителем план учебной работы, предусматривающий углубленную общетеоретическую и идеологическую подготовку, выполнение самостоятельной научной работы, а также изучение других дисциплин с учетом профиля их подготовки, индивидуальных особенностей и склоннотей.

Прием кандидатских экзаменов в Томском университете проводится в два срока: весенняя сессия с 15 мая по 15 июня, осенняя сессия с 15 октября по 15 ноября.

Прием заявлений на сдачу кандидатских экзаменов проводится с 5 февраля по 5 марта на весеннюю сессию и с 25 августа по 15 сентября на осеннюю сессию. Высылка заявлений по почте не допускается, т.к. на заявлении о допуске должна стоять подпись заведующего кафедрой ТГУ.

При подготовке и сдаче кандидатского экзамена необходимо написать реферат по сдаваемому предмету. Тему реферата можно узнать на соответствующей кафедре университета. Реферат сдается на кафедру не позднее чем за месяц до экзамена. Дата сдачи экзамена сообщается иногородним соискателям письменно, жители г. Томска узнают дату в отделе аспирантуры по тел. 52-98-20

Соискатели других вузов, у которых отсутствует право приема кандидатских экзаменов по отдельным дисциплинам, по ходатайству вузов могут сдавать экзамены в Томском университете.

При этом необходимо представить следующие документы:

Ходатайство вуза; характеристику; личный листок по учету кадров с фотографией, заверенный отделом кадров; копию диплома; форму 2.2 о сданных ранее кандидатских экзаменах; заявление на сдачу кандидатского экзамена.

Соискатели, не работающие в ТГУ, и лица, сдающие кандидатские экзамены по ходатайству, оплачивают сдачу кандидатских экзаменов в сумме 2700 рублей. платное соискательство - 20100 рублей

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ СОИСКАТЕЛЕМ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ В ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ

Приложение № 7

к Положению о диссертационном совете

1. Заявление соискателя.

2. Личный листок по учету кадров с фотокарточкой, заверенный по месту работы (2 экз.).

3. Заверенная в установленном порядке копия документа о высшем профессиональном образовании для соискателя ученой степени кандидата наук (для лиц, получивших образование за рубежом, включая граждан государств – участников СНГ – дополнительно копия свидетельства об эквивалентности, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти) (2 экз.), заверенная копия диплома кандидата наук для соискателя ученой степени доктора наук (для лиц, получивших ученую степень за рубежом, включая граждан государств – участников СНГ – дополнительно копия документа об эквивалентности, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти) (2 экз.).

4. Удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов для соискателя ученой степени кандидата наук (2 экз.).

5. Диссертация в количестве экземпляров, необходимом для передачи в Российскую государственную библиотеку или Центральную научную медицинскую библиотеку Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, Всероссийский научно-технический информационный центр Миннауки России (непереплетенный экземпляр), библиотеку организации, в которой создан диссертационный совет, оппонентам и ведущей организации, а также рукопись автореферата. Все экземпляры диссертации и автореферата подписываются соискателем на титульном листе диссертации (приложения № 5, 6 к Положению о диссертационном совете) и обложке автореферата (приложение № 8 к Положению о диссертационном совете).

6. Заключение организации, где выполнялась диссертация или к которой был прикреплен соискатель (2 экз.). Заключение оформляется в виде выписки из протокола заседания кафедры (лаборатории, сектора, отдела), утверждается руководителем организации и заверяется печатью организации. Форма заключения, принятая в ТГУ.

7. Четыре маркированные почтовые карточки с указанием адреса соискателя (на двух карточках) и совета, где защищается диссертация (на двух карточках). На оборотной стороне карточки с адресом совета в верхнем углу указываются фамилия, имя, отчество соискателя и ученая степень, на которую он претендует.