В VBA существуют две возможности создания диалоговых окон, позволяющих вести интерактивный диалог с пользователями. Окно сообщений MsgBox выводит простейшие сообщения для пользователя, а окно ввода InputBox обеспечивает ввод информации.
![]() |
![]() |
Функция InputBox выводит на экран диалоговое окно, содержащее сообщение и поле ввода, устанавливает режим ожидания ввода текста пользователем или нажатия кнопки, а затем возвращает значение типа String, содержащее текст, введенный в поле. | Процедура MsgBox выводит на экран диалоговое окно, содержащее сообщение, устанавливает режим ожидания нажатия кнопки пользователем, а затем возвращает значение типа Integer, указывающее, какая кнопка была нажата. Диалоговое окно MsgBox, в отличие от InputBox, имеет несколько вариантов, отличающихся числом и наименованием кнопок, а также дизайном. |
Синтаксис: InputBox(сообщение [,заголовок] [,default] [,Xpos] [,Ypos])
Аргументы:
текст сообщения – строковое выражение, отображаемое как сообщение в диалоговом окне. Может содержать несколько строк. Для разделения строк допускается использование символа возврата каретки (chr(13)), символа перевода строки (chr(10)) или комбинации этих клавиш (chr(13) & chr(10));
заголовок – строковое выражение, отображаемое в строке заголовка диалогового окна. Если этот аргумент опущен, в строку помещается имя приложения;
default – строковое выражение, отображаемое в поле ввода как используемое по умолчанию, если пользователь не введет другую строку. Если этот аргумент опущен, поле ввода отображается пустым;
Xpos – числовое выражение, задающее расстояние по горизонтали между левой границей диалогового окна и левым краем экрана;
Ypos – числовое выражение, задающее расстояние по вертикали между верхней границей диалогового окна и верхним краем экрана.
Чтобы передать эту информацию (введенное значение в поле ввода) программе, присвойте возвращенное функцией InputBox значение строковой переменной, например:
strA=InputBox(«Какие места предпочитаете?»,"РЖД","У окна").
Здесь «Какие места предпочитаете?» -сообщение, "РЖД"-заголовок диалового окна,
"У окна" - значение по умолчанию.
Синтаксис: MsgBox(текст сообщения [, кнопки] [,заголовок] [,файл_справки, раздел])
Аргументы:
текст сообщения – строковое выражение, отображаемое как сообщение в диалоговом окне;
константа сообщения – числовое выражение или имя константы, указываютщее число и тип отображаемых кнопок,
тип используемого значка, основную кнопку и модальность окна сообщения. Значение по умолчанию равно 0.
Все значения данного аргумента см. в табл. 17 и табл.18 .
заголовок – строковое выражение, отображаемое в строке заголовка диалогового окна.
Если этот аргумент опущен, в строку помещается имя приложения;
файл справки – строковое выражение, определяющее имя файла справки, содержащего справочные сведения о данном диалоговом окне. Если этот аргумент указан, необходимо наличие также аргумента context;
раздел – числовое выражение, определяющее номер соответствующего раздела справочной системы.
Если в окне сообщения всего две кнопки, для выяснения, на какой из кнопок был щелчок, прекрасно подходит оператор If … then.
Например:
If MsgBox («Начинать?», vbYesNo)= vbYes then Операторы на действие этой кнопки Else Операторы на действие другой кнопки End if
Пример 35. Создать программу таким образом, чтобы при запуске формы, вводе имени в текстовое поле и нажатии на кнопку «Вывод текста» появлялось диалоговое окно, запрашивающее разрешение вывести текст
![]() | ![]() |
В результате запуска приложения (рис. 77 ) в документе Word появится предложение:
Изучение работы с текстом в документе Word является важной составной частью умения программировать в VBA, Света, и отвечает запросам всех программистов!
Private Sub CommandButton1_Click() If MsgBox(«Вывести текст?», vbYesNo) = vbYes Then If Documents.Count = 0 Then Documents.Add Selection.Text = "Изучение работы с текстом в документе Word является важной составной частью умения программировать в VBA," + TextBox1.Text + ", и отвечает запросам всех программистов!" Selection.Font.Color = wdColorBlue Selection.Font.Bold = wdToggle Selection.Font.Italic = wdToggle Else Unload Me End If End Sub
![]() | Пример 36. Создать форму, имитирующую простейшую игру в орла и решку. |
Технология выполнения
1. Создайте форму для игры.
2. Опишите процедуры бросания монеты и выхода из игры.
Кнопка Бросание монеты Private Sub CommandButton1_Click() Randomize монета = Int(2 * Rnd) If OptionButton1.Value = True Then If монета = 0 Then MsgBox «не везет. Займись-ка лучше изучением VBA» If монета = 1 Then MsgBox «везунчик. Поздравляю, ты выиграл» End If If OptionButton2.Value = True Then If монета = 1 Then MsgBox «не везет. Займись-ка лучше изучением VBA» If монета = 0 Then MsgBox «везунчик. Поздравляю, ты выиграл» End If End Sub
Кнопка Выход из игры Private Sub CommandButton2_Click() Dim ima As String intA = MsgBox(« Нажмите кнопку!», vbYesNoCancel + vbExclamation + vbDefaultButton3, «VBA для чайников!») If MsgBox(«начинать?», vbYesNoCancel) = vbYes Then ima = InputBox(«введите Ваше имя», «Пример окна ввода») If ima <> "" Then MsgBox «Привет,» & ima, vbInformation, «Пример окна сообщения» Else MsgBox «невежа, ты забыл ввести свое имя» & ima, vbExclamation, «еще один пример окна сообщения» End If Else If MsgBox(«ты точно подумал?», vbYesNoCancel) = vbNo Then MsgBox («ха-ха») Else: MsgBox « Ну наконец-таки!» Unload Me End If End If End Sub
Пример 37.
В разработанном игровом приложении предусмотреть создание окна «Банк», в котором будет выводиться результат
очков игрока при остановке игры.
Правила игры: при выигрыше игрока добавляется единица к сумме, лежащей
в банке, при проигрыше –
добавляется компьютеру (отнимается из суммы, лежащей в банке).
Предусмотреть все необходимые диалоговые окна.
Пример 38.[4]
Смоделировать полную игру в орел и решку. Игрок вносит в банк определенную сумму денег. Во время игры нельзя добавлять деньги в банк. Игра состоит из последовательности шагов, априори конечных. На очередном шаге игрок загадывает либо орел, либо решку. Компьютер «бросает» монету. Если «монета падает той же стороной», которую задал игрок, то банк увеличивается на единицу, в противном случае – уменьшается на единицу. Игра заканчивается либо по желанию игрока, либо когда величина банка становится нулем или больше 10 000 руб. (определенная сумма). Игрок забирает себе содержимое банка. Можно предусмотреть максимальные и минимальные суммы, которые были в банке в течение всей игры.
Примечание. Можно смоделировать бросание игральной кости, используя функцию Int(6* Rnd)+1. Правила меняются: выиграл тот, кто больше бросил.
Технология выполнения
Рассмотрим один из вариантов решения данной задачи. Усложним эту задачу тем, что каждое последующее окно
вызывается соответствующим действием.
1.Пусть при запуске приложения появляется первое диалоговое окно |
2.При нажатии на кнопку "Начать игру" появляются
диалоговые окна, |
3.После чего появляется форма ввода ставок. Данная форма производит начальный выбор ставки и запускает главную форму примера 38. |
![]() |
![]() ![]() | ![]() |
Private Sub CommandButton1_Click() imya = InputBox(«введите ваше имя», «Регистрация», «????») If MsgBox(«Начинать?», vbYesNo, «Вы не передумали?») = vbYes Then UserForm2.Show Else UserForm4.Show End If End Sub
Кнопка Бросок имитирует подбрасывание монеты игроком, производит расчет выигрыша и проигрыша игрока, выводя соответствующие значения в текстовые окна с сообщением счета игры
Кнопка Бросок Private Sub CommandButton1_Click() TextBox1.Value = TextBox1.Value + 1 If b = Fix(Rnd * 2 + 1) Then TextBox4.Value = TextBox4.Value + 1 TextBox5.Value = TextBox5.Value + 1 Else TextBox4.Value = TextBox4.Value – 1 TextBox6.Value = TextBox6.Value + 1 If TextBox4.Value < 1 Then MsgBox («Вы проиграли!!!») UserForm4.Show End If End If If Val(TextBox2.Text) < Val(TextBox4.Text) Then TextBox2.Value = Val(TextBox4.Text) Else If Val(TextBox3.Text) > Val(TextBox4.Text) Then TextBox3.Value = Val(TextBox4.Text) End If End If OptionButton1.Value = False OptionButton2.Value = False CommandButton1.Enabled = False End SubКнопка Выход завершает игру, выдает итоговые сообщения
Private Sub CommandButton2_Click() MsgBox ("Партий" + TextBox1.Value + (Chr(13)) + "в банке " + TextBox4.Value + (Chr(13)) + "ваш максимум" + TextBox2.Value + (Chr(13)) + "ваш минимум" + TextBox3.Value + (Chr(13)) + "счет" + TextBox5.Value +":"+ TextBox6.Value) UserForm4.Show End Sub Private Sub UserForm Initialize() Unload UserForm2 OptionButton1.Value = True TextBox4.Value = a Label6.Caption = imya TextBox2.Value = TextBox4.Value TextBox3.Value = TextBox4.Value End Sub.
Замечание. Для корректной работы игры необходимо создать модуль, в котором объявить глобальные
переменные,содержащие сведения о значении начальной ставки и имени игрока,
а также запускающий первую форму игры при помощи кнопки на панели инструментов.
Кроме того, необходимо доработать все модули для соответствующих форм![]()
6.2. Создание и автоматическое заполнение бланков стандартных документов Создание VBA-программ
![]() |
Пример 39. При оплате за обучение студент вносит деньги в кассу, где бухгалтер заполняет от руки квиток об оплате. Автоматизировать ручную работу бухгалтера, создав форму, заполняющую карточку оплаты, которую можно при необходимости отправить на печать. |
Эту форму можно сделать на базе шаблона с текстовыми полями, в которые будут заноситься
изменяющиеся сведения. Для этого выполните следующие команды: Файл + Создать.
В правой части окна нового документа выберите раздел Шаблоны и гиперссылку На моем компьютере
После чего появится диалоговое окно Шаблоны, в котором на вкладке Общие необходимо выделить пиктограмму Новый документ и поставить переключатель Шаблон в рамке Создать.
Включите панель Формы (Вид + Панели инструментов + Формы). Для дальнейшей работы понадобится только один элемент этой панели – Текстовое поле
которое позволяет создать на форме изменяющееся поле (либо посредством кода, либо самим пользователем). Выбирая курсором место в документе Word для расположения соответствующего поля и расположив на нем элемент Поле, можно получить необходимую форму. Для того чтобы расширить поле, надо поставить в него курсор и несколько раз нажать Tab. Для того чтобы подчеркнуть поле, выделите его как текст и примените к нему подчеркивание.
Офисное программирование
Рис. 87. Диалоговое окно Шаблоны
Создайте шаблон документа, придерживаясь рис. 88.
В некоторых полях (поля выделены серым фоном) можно ввести значения по умолчанию. Значение по умолчанию устанавливается при помощи диалогового окна Свойства, которое можно вывести на экран следующим образом:
• щелкнуть правой клавишей мыши по необходимому текстовому полю;
• в появляющемся контекстном меню выбрать Свойства;
• указать значение по умолчанию (рис. 89).
Значения по умолчанию позволяют менять только те данные, которые должны изменяться нечасто. Например, оплата за обучение в основном одна и та же – 1500 руб., поэтому значение этого поля будет меняться не очень часто.
Офисное программирование
Рассмотрим и другие необходимые элементы рабочего окна «Параметры текстового поля». В поле Тип указывается тип значения, которое можно помещать в поле. Можно заполнить поле Максимальная длина, хотя наиболее важным для дальнейшего использования кодом VBA является поле Закладка. Значение этого поля будет служить меткой, в которую должен устанавливаться курсор, перед помещением в документ очередной порции информации. Поэтому, как только все необходимые поля определены, нужно указать для каждого из них осмысленные метки. Для бланка документа Word, приведенного на рис. 86, зададим (последовательно) такие метки:
Фамилия – фамилия студента;
Имя – имя студента;
Отчество – отчество студента;
Группа – наименование группы;
Месяц_опл – название месяца, за который вносится оплата;
Сумма_опл – внесенная сумма;
ФИО_бух – фамилия принявшего бухгалтера;
Дата_опл – дата оплаты.
После окончания разработки формы документа сохраним его под именем Оплата за учебу в каталоге Шаблоны. На рис. 88 представлен шаблон созданного документа с изменяющимися полями.
Создание модуля Печать для шаблона документа Далее необходимо перейти в редактор VBA и создать форму приложения, отвечающего условиям задачи (рис. 85). В листинге представлен код процедуры печати бланка квитанции об оплате, сопутствующие и отладочные процедуры. Листинг (занести в Модуль1 проекта Оплата за учебу)
Option Explicit Option Base 1 ' переменные формы приложения Public фам1 As String Public имя1 As String Public отчество1 As String Public групп1 As String Public месяц As String Public сумма As String Public бух As String Public дата As String ' переменные формы шаблона документа Public фамилия As String Public имя As String Public отчество As String Public группа As String Public месяц_опл As String Public сумма_опл As String Public фио_бух As String Public дата_опл As String Dim book(8) As String Dim dataMas(8) As String Dim i As Integer Sub Печать() 'процедура печати бланка 'Заносим информацию в массивы bookmarmas, datamas book(1) = «фамилия»: dataMas(1) = фамилия book(2) = «имя»: dataMas(2) = имя book(3) = «отчество»: dataMas(3) = отчество book(4) = «группа»: dataMas(4) = группа book(5) = «месяц_опл»: dataMas(5) = месяц_опл book(6) = «сумма_опл»: dataMas(6) = сумма_опл book(7) = «фио_бух»: dataMas(7) = фио_бух book(8) = «дата_опл»: dataMas(8) = дата 'заполнение полей квитанции: For i = 1 To 8 ActiveDocument.FormFields(ActiveDocument.Bookmarks(book(i)).Name).Result = dataMas(i) Next ActiveDocument.PrintPreview Выполняется предварительный просмотр печати. 'Для того чтобы реально распечатать документ, применяется метод PrintOut объекта Application (см. Help) UserForm1.Hide End SubВ связи с различием переменных, принимаемых и передаваемых на печать, объявим как Public переменные двух видов: получаемые интерфейсной частью приложения и печатаемые в форме шаблона. Обратите внимание на то, что здесь все данные имеют тип String. Такие однотипные данные позволяют записывать их в поля формы в цикле, содержащем всего два оператора (см. описание листинга).
Создание модулей работы кнопок формы приложения Работа кнопки Выдать справку состоит в считывании введенной информации в текстовые поля формы приложения, передаче их значений переменным формы шаблона документа с дальнейшим выводом информации в шаблон документа.
Option Explicit Private Sub CommandButton1_Click() фамилия = фам1 имя = имя1 отчество = отчество1 группа = групп1 месяц_опл = месяц сумма_опл = сумма фио_бух = бух дата_опл = дата Call Печать End Sub Процедуры присваивания переменным формы приложения введенных значений в текстовые поля формы. Private Sub textBox1_change() фам1 = TextBox1.Value End Sub Private Sub textBox2_change() имя1 = TextBox2.Value End Sub Private Sub textBox3_change() отчество1 = TextBox3.Value End Sub Private Sub textBox4_change() групп1 = TextBox4.Value End Sub Private Sub textBox5_change() месяц = TextBox5.Value End Sub Private Sub textBox6_change() сумма = TextBox6.Value End Sub Private Sub textBox7_change() бух = TextBox7.Value End Sub Private Sub textBox8_change() дата = TextBox8.Value End SubОткомпилируйте программу и запустите на проверку.
Пример 40. [5] Разработать форму бланка почтового перевода для облегчения труда сотрудников, связанных с частым оформлением денежных переводов.
Готовый шаблон документа и форма даются на рис. 90 и 91.
![]() |
![]() |