КЕТСКИЙ ОСТРОГ, КЕТСК, русское поселение на территории современной Томской области на левом берегу реки Кеть. В 1596—1764 — центр самостоятельного уезда, в 1765 вошел в Нарымский уезд. Ныне — село Кетское Колпашевского района Томской области. Возник как форпост в результате русского продвижения на юго-восток Сибири. Перестраивался и переносился с места на место не менее 5 раз: 1-й острог на реке Кеть основан в 1596, в 1602 перенесен восточнее современного села Кетского, в 1608 вновь перенесен вниз по реке, в 1612 сдвинут ближе к устью. Острог имел форму прямоугольника, длина которого составляла 15 саженей, ширина — 8,5 саженей (полностью уничтожен во время пожара в 1627). К началу 1630-х гг. был отстроен на новом месте рядом с пепелищем: прямоугольник длиной 15 саженей и шириной 9,4 саженей, со стенами высотой около 3 саженей; по углам располагались 2 жилые башни. В 1641 появилась первая Троицкая церковь. К концу XVII в. в остроге сделана перестройка, в результате чего на карте С. У. Ремезова Кетский острог показан уже одним частоколом без башен. В середине XVIII в. острог представлял собой поселение в виде пятиугольника с 2 башнями: одна (глухая) была обращена в сторону одной из проток реки Кеть, другая (проезжая) выходила на небольшую реку Успенка. В остроге находился двор приказчика, приказная изба, «государевы» амбары, жилые строения. За пределами острога стояла Троицкая церковь.
Гарнизон Кетского острога с 1622 по 1720 состоял из 20—30 казаков. В 1675 здесь насчитывалось 20, в 1720 — 34 двора. Всего в Кетском уезде в 1720 числилось 88 дворов и 340 человек. Местное население составляли оседлые селькупы, занимавшие земли в среднем течении реки Оби между устьями ее притоков реки Чулым на юге и реки Тым на севере.
Кетский острог с самого начала был «небольшим и малоторговым городом». Главная его функция — сбор ясака, но пушнина была не очень хорошего качества. Основное торговое движение шло мимо острога. В 1640-х гг. здесь поселили 16 крестьянских семей. И хотя хлебопашество было сопряжено с рядом трудностей, к концу XVII — началу XVIII в. острог уже смог обеспечивать себя хлебом.
Кетский острог принадлежит выдающаяся роль в первоначальном освоении Сибири. Именно отсюда впервые были разведаны земли по рекам Чулыму и Енисею, отстоящие от самого острога на много тысячи верст. Кетские казаки были и в числе первых строителей Енисейского острога.
Глава пятая. Строение городов и острогов Нарыма, Кетска, Верхотурья, Туринска, Мангазеи, Томска и Кузнецка и о некоторых древнейших событиях тех мест
§ 4. После того, как был построен Нарым, русские продолжали продвигаться вверх по Оби и по реке Кети, приискивая пути в более отдаленные места. Всюду, где жили остяки, благодаря природной робости их или миролюбию, служилые люди не встречали никакого сопротивления. Я следую здесь общему обыкновению, по которому с давних времен под наименованием остяков разумеются различные народы, которые хотя и говорят на разных языках, но сходны между собой образом жизни. Таким образом, Сургутский уезд распространился тогда вверх по Оби почти до реки Томи, и по этой причине к нему причислялась также вся река Кеть.
§ 5. Но вскоре после того нашли необходимым заложить на Кети особый острог, который по имени реки стал называться Кетским. Сначала в него посыпали служилых людей из Сургута, которые ежегодно сменялись. После этого он долгое время имел отдельного воеводу, присылавшегося из Москвы. Теперь же он подчинен Нарыму. Год построения его нигде не указан. В Сургутской городовой канцелярии от бывших в разные времена пожаров все старинные дела сгорели. Архивы же Нарымского и Кетского острогов начинаются с тех лет, когда туда стали посылать особых воевод из Москвы, а потому нет ничего удивительного, если в нашей Истории кое-где окажутся небольшие пробелы, которые остаются пока ничем не заполненными.
§ 6. Хотя все протекало весьма счастливо для русских, но всетаки нельзя обойти молчанием, что иногда случались неудачи, которые могли повлечь за собой плохие последствия. Я разумею частые восстания народов Сибири, которые хотели вернуть себе прежнюю свободу. Причины этих восстаний могли быть разные, но мы не ошибемся, если выделим одну, как главнейшую и самую обычную, которая остяков, видимо, чаще всего приводила к восстанию.
§ 7. У всех восточных, в особенности же у сибирских, народов существует обычай встречать небольшими подарками приезжающих к ним гостей и особенно воевод и других начальников. Это так нравилось сибирским воеводам и служилым людям, что они часто, не довольствуясь тем, что приносилось им добровольно, разными насильствами вымучивали гораздо больше. Это приводило к тому, что остяки и другие народы, не разбираясь в подобных насилиях, совершаемых отдельными лицами, считали их присущими всем представителям русской власти и, будучи доведены до отчаяния, не щадили иногда своей жизни, когда представлялась малейшая возможность освободиться от такой власти. Такая надежда легко могла появиться у них, принимая во внимание отдаленность тех мест и малое количество служилых людей в сибирских городах и острогах.
§ 8. Подобное восстание едва не произошло в 7106 (1598) г. среди нарымских остяков, но против него были приняты своевременно соответствующие меры. Один из остяков не захотел нарушить верность русским и поспешил в Сургут, чтобы уведомить о грозящей русским опасности. Тогда сургутский воевода князь Яков Барятинский послал подробно расследовать все это дело, и 10 остяков, руководителей восстания, из коих самым видным был Басарга, прежде чем они могли что-либо предпринять, были повешены. Что же касается доносчика, который сообщил о предполагавшемся восстании, то он был крещен и за проявленную им верность принят на казацкую службу. Я нашел известие об этом в челобитной этого остяка, которую он подал в Тобольске в 7143 (1635) г. Он перечисляет там еще многие другие свои заслуги, оказанные им русской власти при подобных же обстоятельствах в Кетском остроге.