Без вас меня бы не было

Главная > Два корня > Вымятнины > Прародина

Прародина

Кто такие вымичи? Согласно Википедии, вымичи (ударение на первом слоге) — этнографическая группа коми-зырян, проживающая в бассейне правого притока реки Вычегда — Вымь — в Княжпогостском и Усть-Вымском районах Республики Коми, которая оформилась около X — XIV веков на основе коренного древнепермского населения, летописной перми вычегодской. В XV — XVII веках сильное влияние на нее оказало пришлое русское население, шедшее через данные места в Сибирь. Примерно так, как этническая группа, они выглядят в начальных записях Вычегодско-Вымской (Мисаило-Евтихиевской) летописи, однако в дальнейшем это, скорее, не этническая группа, а топонимическая. О важности Вычегодско-Вымской летописи как исторического источника свидетельствует и комментарий публикаторов. Процитируем часть комментария.


Публикуемая Вычегодско-Вымская летопись является чрезвычайно интересным и важным документом, содержащим сведения о далеком прошлом Коми края, многие из которых уникальны, так как не зафиксированы ни в каких других известных источниках. (...). Летопись начал вести в конце XVI столетия основатель Усть-Вымской Архангельской пустыни Мисаил. После его смерти она была продолжена священником Усть-Вымской Благовещенской церкви Евтихием. По их именам летопись получила свое второе название –- «Мисаило-Евтихиевская» (а первое название -– «Вычегодско-Вымская» -– связано с древним наименованием Коми края -– «Вычегодская и Вымская земля»). Летопись написана на русском языке, и авторы ее, судя по стилю, как считает литературовед В. И. Мартынов, -- русские люди.


Усть-Вымь не случайно стала местом создания летописи. В течение почти двух веков, с 1383 по 1564 год, здесь находился центр обширной Пермской епархии. Да и после переноса резиденции епископов в Вологду Усть-Вымь продолжала играть важную роль в религиозной жизни Коми края. Богомольцев привлекал сюда комплекс церквей и в особенности местные святыни -– гробницы пермских епископов XV века Герасима, Питирима и Ионы, почитавшихся после смерти «святыми». Именно среди усть-вымского духовенства возникла идея создать летопись, в которой основное внимание уделялось бы истории Пермской епархии


Из летописи выбраны фрагменты, имеющие непоредственное отношения к вымичам.

[ 1480 г.] [ 1483 г.] [ 1485 г.] [ 1489 г.] [ 1499 г.] [ 1502 г.] [ 1564 г.] [ 1575 г.] [ 1581 г.] [ 1585 г.] [ 1586 г.] [ 1587 г.]
[ 1588 г.] [ 1590 г.] [ 1593 г.] [ 1594 г.] [ 1601 г.] [ 1606 г.] [ 1608 г.] [ 1609 г.] [ 1614 г.] [ 1615 г.] [ 1616 г.] [ 1619 г.]

Лета 6988 {1480 г.} почал князь Василей Вымской город на Выме на Турею строити, а вымичем не любо тое городок строити: пошто нам этот городок и на кого, и посекли вымичи Василья князя на смерть(крутые мужики, однако - ввм).

Лета 6991{1483 г.} князь великий Иван посла рать на Асыку на вогульсково >да на Югру на Обь Великую с воеводы с Федором Курбским да с Иваном Салтык-Трава, с ними вологжаны, устюжаны, белозерцы, вычегжаны, вымичи, сысолечи и чердынци. И бысть им бой с вогуличи (вогулы - это нынешние манси - ввм) на устьи реки на Пелыни, князь вогульский Юшман утекл со своим со всем. Воеводы князя великова оттуль поиде вниз по Тавде реке в Сибирскую землю воевали идучи, а от Сибири по Иртышу вниз идучи на Обь реку Великую землю Югорскую воевали, князя их Молдана большово в полон вели, добра и полону взяли многие.

Лета 6993 {1485 г.} приде к владыце Филофею на Устьвымь по опасу князь вогулетин Юшман, а с ними вогулечи тесть его Калба да Ломотко и поиде с ним Филофей к князю великому на Москву бити челом на Семена летопроводца. Того же лета князи Кодские Молдан с детьми да Пыткей да Сонта да Пынзей имали мир под владычным городом под Устьвымь за свои земли с князьями вымскими Петром да Федором с Васильевыми детьми да с владычным слугой Левашом да с сотники Вычегодские земли пермскии с Сидорко Онкудинов да Алексей Козак да Кироска Устинов да Сенка Микитин на том: им лиха не мыслити ни силы не чинити над пермскими людие, а князю великому правити во всем да крепость их со злота воду пили и идуще в землю свою.

Лета 6997 {1489 г.} повеле князь великий Иван Васильевич воеводе своему Данилу Шеня да Григорью Морозову Вятскую землю за князя великово воевати, с ними москвичи, тотары, вологжане, устюжаны, белезерци, вычегжаны, вымичи, сысолечи. Москвичи и тотары шли на конех, другии на судех. Городки вятские взяли все и приступиша к Хлынову всякими хитростью и ратоборством. Вятчане убоящася, яко конечная гибель, того ради град свои отвориша, все поклонившися, а изменников воеводам отдаша. Воеводы князя великого тое изменников поимав на Москву приведоша, а мирян к роте на крестном целованьи.

Лета 7007 {1499 г.} повелев князь великий Иван воеводам своим князю Петру Ушатому да князю Семену Курбскому да Василью Бражнику на Югорскую землю да на Куду на Вогуличи, а с ними ярославци, вятчаны, устюжаны, двиняне, важане, пенежане да князи Петр да Феодор дети Васильевы Вымского с вычегжаны, вымичи, сысолечи 700 человек. Шедшу князь Петр Ушатой с вологжаны, двиняны, важаны Пенегою, Колою, Мезенью, Пезою, Чильмою на Печору-реку на Пусту, идучи самоядцов за князя великого привели. А князь Семена да Василья Бражника со вятчаны, устюжаны, вычегжаны сождався здесь, городок заруби для людеи князя великого. Осеневав, отсель воеводы развелися. Князи Петр да Семен шедшу Щелью да Ляпины на Югру да на Куду, а Василей на князеи вагульских на Пелынь. Они же шедшу пеши зиму всю, городы поимаша и земли их воеваша, а князей ослушников в Москву приведоша, да земских людем к целованью по их вере за князя великого. Зимы тое убиен бысть князь Петр Вымской.

Лета 7010 {1502 г.} повеле князь великий Иван вымскому Феодору правити на Пустеозере волостью Печорою, а на Выме не быти ему, потому место Вымское не порубежное.

Лета 7072 {1564 г.} присла князь великий Иван писцов Якимку Романова да Микитку Пятунина с товарищи земли Вычегоцкие писати, и тое писцы луки и знамени не писали, а пашни и перелоги мерели да пашни и людии в сошки развели, государевы дани в сошки-ж положили. Они же писцы волостку Пусто-озеро в оброки верстали и самоядьские луки писали. Того же лета переведен бысть с Устьвыми на Вологду владыко Иоасаф Пермский. Оттоле епискупия начав быти на Вологде, на Устьвыме после тово епискупия не была.

Лета 7083 {1575 г.} писцы князя великого Василий Агалин, Степан Федоров писали Пустозерскую волостку и отписали от Вымского присуду слободки Устьцилемскую и Ижемскую, а велено быти тем слободкам за присуду за Пустозерские.

Лета 7089 {1581 г.} пришедшу сибирский царь с вогуличи и югорцы на Пермь Великую на городки на Сылвенские и Чусовские, вотчины Строгановы пограбил. Того же лета пелынский князь Кикек пришедшу с тотары, башкирцы, югорцы, вогулечи, пожегл и пограбил городки пермские Соликамск и Сылвенский и Яйвенский и вымские повосты Койгород и Волосенцу пожегл, а Чердыню приступал, но взяти не взял. Того же лета снарядиша Максим да Григорей Строгановы казацких ватаманов а с ними охотчие люди Сибирскую землю воевати и шедшу тое казаки за единолет всю Сибирскую повоевали, за князя великого привели.

Лета 7093 {1585 г.} повелел князь великий Феодор Иванович Ивашке Огареву да Филке Юреву с товарищи вымские и вычегоцкие пашни и перелоги писати и допытати, где какие реки текут, колико протоку в них, где какие повосты и колико верст меж ними и чертежи о том делати.

Лета 7094 {1586 г.} повеле князь великий повосты вымские Кайгород и Зюзено отписати к Перми Великие, а сысоленом и ужговцом в тое повосты не входити, не ведати ничем. Тово-ж лета преставися владыко пермский Варлам, а по нем поставлен бысть владыко Антоний.

Лета 7095 {1587 г.} князь великий Феодор повелел взяти в новый городок Тоболск из вычегоцкие и вымские пермяки в служилые казаки пять десят и с жоны и с детми, а подможные им от земских по 20 рублев ежелет.

Лета 7096 {1588 г.} князь великий Феодор Иванович повеле возити на Лозву городок хлебныи запасы от поморских городов на жалование сибирским ратным людем. А с Вымсково уезду муки и крупы и толокна четыреста четверти да 6 судоделавцов. Преставися владыко Антоний, а по нем бысть владыка Иона.

Лета 7098 {1590 г.} отписал князь великий Феодор Иванович Вычегоцкие Соли от земли Устюжские и повеле ведатися тому Усолью присуды порознь, а Луские Пермцы и Вилегоцкое Пермцы к Усолью-ж отписал. Того же лета повеле князь великий Феодор усольцом и вилежаном и лузаном и сысольцом и ужговцом и вычегжаном и вымичем и удореном и владычны сошки крестьяном отпущать по болшой сибирской дороге подводы под государеву казну, под бояры и под всякие служилые люди. А отпущать подводы и ямские денги по загонным книгам межволостно, считаясь повытно и посошно.

Лета 7101 {1593 г.} повеле князь великий Феодор послати пермяки вычегжаны и вымичи на Пелынь и на Березов городки строити. Того же лета велено отпустить от Вымскова уезду в Сибирь 60 ратных в казаки и дать им от земских людей подможных по 20 рублей на человека.

Лета 7102 {1594 г.} повеле князь великий Феодор взяти от вымичей и вычегжаны 10 человек лутчих людей с жоны и с детьми в Сибирь на Березов город и тамо жити, а подможные им от земских людей по 60 рублей на человека ежелет.

Лета 7109 {1601 г.} пославшу государь Борис Феодорович князя Мирона Шеховского с русаками, устюжаны, вымичи на Мангазею остроги строити и города крепити, а самоядь мангазейская заратися на Мирона и посекли Мирона и ево люди вси.

Лета 7114 {1606 г.} убиен бысть мнимый царь Дмитрей самозванный на царство московские венчан Василей Иванович Шуйский. Не люб бысть тот Василей посадским и волостным людем, и потому пошла распря на Русии. Того же лета повеле государь князь великий Василей Иванович в уезду Еренскова городка быти воеводе, дотоль на Еренском воеводы не были, а нанове воевода заступил Василей Якович Унковский. Того же лета по государеву велению учали на Выме Еренском таможные головы и целовалники сбирати таможные пошлины вновь. А те пошлины при блаженные памяти при Федоре Ивановиче да при Борисе Феодоровиче с вымичаны, вычегжаны, сысолечи не собирали, опрочь сибирских застав городовых. Того же лета государь Василей Иванович повеле собрати с уезду Еренсково и с Перми Великие ратные люди по сорока осьми с обоих и идти им к Москве. Вычегжаны, и вымичаны, и сысолены, и удорены ратные пошли, а Великие Перми ратные люди, позабыв крестное целованье на Василье, задалися з а вора, ратного голову побили и вспять на Чердыню.

Лета 7116 {1608 г.} повеле государь Василей собрати с уезду Еренсково и с Великие Перми людей ратных семидесяти и идти им к Москве, а опосля повеле им в сибирские места на югорцев и вогуличей, по тому Анна Игичея с детьми измену норовила супротив русаков и пермяков. Того же лета на Вымь Еренскую прислан воеводою Василей Якович Ларионов. Того же лета посланы ратные люди с вычегжан, вымич и сысоличь 60 на Соли Галические на русских воров и литовских людей. Того же лета дозорили уезду Еренскова сошки Василей Ларионов да подъячей Ондрей Горохов, а Ленскую поместную сошку от Анны Игичея отписали на черные земли.

Лета 7117 {1609 г.} повелением государя Василея Ивановича с уезду Еренскова посланы люди ратныы в Костромской уезд 66 человек, а с ними ратной голова Ивашко Григорьев вымитин. Того же лета шли люди ратные каргопольцы, устюжаны, вычегжаны, вымичи, сысоличи под Еранск и другие городы Вятские от русских воров и литовских людей обороняти, а Великие Перми воевода своим нерадением и лукавством не присылывал своих ратных вятские города обороняти.

Лета 7122 {1614 г.} на Вымь на Еренский городок воеводою поставлен Сиверга Иванович Палицын. Тово же лета государь князь великий Михайло Федорович всея Русии повеле от московской окраины осадним ратным людем с городов и уездов и с государевых и дворцовых сел и чорных волостей и со владычных и церковных со всех без выбора брати хлебные запасы. А тое стрелецким людем хлебной оклад по сто четей с сохи, а денгами по 250 рублев с сохи-ж. Вычегжаны, и вымичи, и сысолечи, и удорены тот оклад не взяли, задалися сильны, и воеводе Сивергу не послушалися, рвали приказным бороду, приставов и сборщиков побили, облаяли: пошто де с нашево уезду Вымскова с малые сошки по сто четей, а иные уезды разметываются с большие сохи по сто-ж. По тому в тое лето стрелецкие кормы не сбирали ничево, а на лето на другоя стрелецкие верстали с большие сохи московские. А мировые воеводе Сиверге несли за бороду тридцеть рублей, а подъячему двацеть. Тово же лета от Миколы вешнево до Миколы зимнево сидели страхованием и бережением от литовских людей и русских воров. Ватамана Лисовского люди в тое лето пограбиша Колмогоры, и Вельск, и к Устюгу приступиша, но устюжана отбилися.

Лета 7123 {1615 г.} повеле государь князь великий Михайло Федорович всея Русии с Еренскова посаду и со всево уезду пермские месты збирати на ратных людей помоги кто может от живота своево и с гостей и с торговых и с черных со всяких людей промыслу: на 100 рублев взять пятую денгу, а с 10 рублев по рублю, а с дворцовых и чорных волостей и со владычных и с монастырских с сохи по 120 рублев. А те пятинные и десятинные запросные денги сбирать почали ежелет. Тово лета на воеводство на Вымь Еренскую заступил Микифор Засецкий, а замену ему прислан Олексей Федорович Поленов.

Лета 7124 {1616 г.} в воеводстве на Выми Еренском седел Петр Ондреевич Хилков.

Лета 7127 {1619 г.} на воеводство Выми Еренские прислан Яков Офонасиевич Демянов. Тово же лета государь великий князь всея Русии Михайло Федорович прислал вычегжаном, вымичем, сысоличем и удореном грамоту: на Обь Великую и на Мангазею морем не ходити и не посылати, а ходити торговым людем по дорогам и заставам заповедным.